Лекции о русском авангарде 1. «Путешествия русского авангарда» (2017) Курс лекций Андрея Сарабьянова об истории и географии авангарда, прочитанных в разных городах России (6 лекций) 2. Лекция Андрея Сарабьянова «Амазонки русского авангарда. Художницы, изменившие искусство» 3. Лекции Ирины Вакар «Открытие беспредметности»: Василий Кандинский «Композиция 7», Казимир Малевич «Черный квадрат» (3 лекции) 1. «Путешествия русского авангарда» (2017) Искусствовед Андрей Сарабьянов расскажет о том, как рождалось, менялось и распространялось в России ключевое явление в истории искусства XX века, которое позже было названо русским авангардом. Каждая лекция посвящена рассказу об одном из аспектов развития авангарда и о его судьбе в отдельном городе — от Калининграда до Томска. 1) Забытые имена русского авангарда. «Бубновый валет» и «Союз молодежи» 2) Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Годы в России 3) Абстракция и беспредметность в русском авангарде 4) Догадки, прорывы, предвидения авангарда 5) Региональные школы авангарда в начале 1920-х годов 6) Авангардисты у власти. Культурное строительство в первые послереволюционные годы 1) Забытые имена русского авангарда. «Бубновый валет» и «Союз молодежи» Лекция Андрея Сарабьянова о том, что две культуры — московская и петербургская — сделали для авангарда В начале 1910-х годов в России складываются своеобразные центры авангарда. Два самых знаменитых из них — «Союз молодежи» и «Бубновый валет». В эсте­­тических вкусах этих объединений отразилось сложившееся еще в XIX веке различие двух культур — петербургской и московской. Первая — более европеи­зированная, утонченная, изысканная; вторая — основанная на народных традициях, более приземленная, грубоватая. 2) Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Годы в России Лекция Андрея Сарабьянова о главных работах главного творческого союза русского авангарда Михаил Ларионов и Наталья Гончарова — одни из главных фигур искусства в России в 1900-е — первой половине 1910-х годов. С их творчеством связаны важнейшие периоды развития художе­ственного авангарда — неоимпрессио­низм, примитивизм, фовизм и лучизм. 3) Абстракция и беспредметность в русском авангарде Лекция Андрея Сарабьянова о том, кому, как и зачем пришло в голову изменять предметы до неузнаваемости Понятие абстрактного искусства менялось со вре­менем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщенно и упрощенно, то есть «абстрактно» по сравнению с более детальным или нату­ралисти­ческим изображением. Но уже с 1910-х годов «абстрактными» назы­вают произведения, где форма или композиция изображаются под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузна­ваемости. Чаще всего этим термином обозначают стиль искусства, который базируется исклю­чительно на аранжировке визуальных элементов — формы, цвета, структуры; при этом они вовсе не обязательно имеют инициирующий образ в материаль­ном мире. 4) Догадки, прорывы, предвидения авангарда Лекция Андрея Сарабьянова о том, что придумали авангардисты, но чем прославились другие художники Авангард в изобразительном искусстве начала ХХ века в первую очередь явил себя в живописи. В России в 1913–1918 годах лавина «измов» заполнила пу­стую­щую область современного искусства — это была прежде всего русская беспредметная живопись: первые абстракции Кандинского, супрематизм Мале­вича и его последователей, беспредметные композиции Родченко и Варвары Степановой, «живописные архитектоники» Любови Поповой. Но даже в аван­гардной среде, где атмосферный градус новаторства был повышенным по срав­нению с противостоящей академической средой, происходили свои прорывы, чаще всего не замечаемые ни публикой, ни современниками-авангардистами. А сами создатели по тем или иным причинам не продолжали поиск в откры­тых ими направлениях. 5) Региональные школы авангарда в начале 1920-х годов Лекция Андрея Сарабьянова о главных центрах современного искусства 1920-х годов и его ключевых фигурах Региональные школы авангарда в начале 1920-х годов делились на два типа. Пер­вый был основан на географическом принципе, когда авангардная школа складывалась в определенном регионе. К таким типам школ следует отнести так называемый уральский авангард (Томск, Омск, Пермь, Екатеринбург), сара­товский авангард, казанский авангард, украинский авангард (Киев, Харь­ков), грузинский авангард (Тифлис), туркестанский авангард (Самарканд). О каждой из этих региональных школ будет кратко рассказано в лекции. Второй тип школ был основан на лидерстве одного художника, вокруг которого формировались ученики и последователи. К числу главных относились школы Малевича, Матюшина и Филонова. 6) Авангардисты у власти. Культурное строительство в первые послереволюционные годы Лекция Андрея Сарабьянова о том, как авангардисты, сотрудничая с новой властью, повлияли на художественное образование, музейное дело и науку Послереволюционный авангард пытался построить новые взаимоотношения государства с искусством (в первую очередь современным) в разных областях — художественном образовании, музейном и выставочном деле. Сразу после революции художники-авангардисты пришли на государственную службу в На­родный комиссариат просвещения (НКП) и были допущены к управлению культурой. За короткий срок — с 1918 по 1921 год — было сделано колоссально много во всех сферах художественной жизни. Это был яркий и недолгий историче­ский период, когда новаторский дух авангарда отвечал разрушительному па­фосу революции. И все же определенный альянс между авангардом и новой властью возник на почве не разрушения, а созидания. *** 2. Лекция Андрея Сарабьянова «Амазонки русского авангарда. Художницы, изменившие искусство» Главные женские фигуры русского авангарда – Наталия Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Александра Экстер – сыграли ключевую роль в становлении нового искусства первой половины ХХ в. Обладая ярким талантом, каждая из них предлагала свое видение и направление развития авангардного искусства. В лекции подробно разбирается происхождение понятия «амазонки авангарда», дается исторический контекст работы художниц авангарда, а также подробно рассматривается творчество одной из главных «амазонок» – Наталии Гончаровой. Андрей Сарабьянов – российский историк искусства, кандидат искусствоведения, издатель, исследователь и эксперт живописи русского авангарда. Автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда». *** 3. Лекции Ирины Вакар «Открытие беспредметности»: Василий Кандинский «Композиция 7», Казимир Малевич «Черный квадрат» (3 лекции) Беседы о беспредметном искусстве с искусствоведом Ириной Вакар. Ирина Вакар — исследователь, куратор, эксперт живописи русского авангарда. Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.